Export and import of goods / transaction processing / FEA on turn-key basis

The Republic of Khakassia Abakan city
Vyatkin str. 39, office 407

Mon - Sat 9.00-18.00
Sunday is a day off

Доставки грузов из Китая в Россию

В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок занимает направление Китай – Россия, где 70% от общего объема перевозимых грузов занимают контейнерные грузы. Даже несмотря на кризисные тенденции в экономике, уже несколько лет подряд КНР занимает ведущее место в общем объеме товарооборота России. Кроме конечного пункта доставки грузов Россия также выступает транзитером на маршруте Китай – Европа и активно участвует в проекте «Новый Шелковый путь». Сможет ли Россия предложить своим партнерам по Новому Шелковому пути конкурентные условия транзита и укрепиться в роли лидера данного проекта?

Елена Приходько, специалист службы логистики компании «Волга-Днепр»

Центр производства и торговли

По данным Международного валютного фонда (МВФ), Китай впервые стал лидером по ВВП в пересчете по паритету покупательной способности (ППС) в 2014 году, обойдя США на $0,2 трлн и достигнув показателя в $17,6 трлн. Однако, по мнению экспертов, стабильно занять место лидера мировой экономики Китай сможет не ранее 2024 года.

Главными торговыми партнерами КНР в первую очередь являются страны Азии: на них приходится более 50% от общего товарооборота страны. Лидерство в торговом партнерстве держат Япония (объем внешней торговли в 2015 г. – $278,7 млрд) и Республика Корея ($275,9 млрд). Доля европейских стран в обороте Китая не превышает 18%, лидером среди них является Германия ($156,7 млрд).

Следуя общей кризисной тенденции, в прошлом году показатели товарооборота с европейскими странами снизились на 8,2%, с Японией – на 10,8%, с Республикой Кореей – на 5%. Снижение показателей обусловлено замедлением темпов общего развития экономики Китая. Но, несмотря на это, Китай удерживает мировое лидерство по паритету покупательной способности, по объемам внешней торговли (13% от общемирового показателя), занимает первое место по объему привлеченных инвестиций.

Необходимо отметить, что на фоне общего экономического кризиса показатели КНР отражают всего лишь замедление темпов роста. Это объясняется прежде всего государственной поддержкой экономики. Ограничение укрепления национальной валюты позволяет Китаю оставаться экспортером большого количества произведенной продукции. При этом нужно отметить высокую долю контейнеризации китайских грузов (примерно треть перегружаемых в портах Китая грузов контейнеризована).

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), доля Китая в мировом контейнерном экспорте составляет 32%. В основе этого экспорта – машины, оборудование, компьютеры и звукозаписывающая аппаратура (48%), следующая крупная по объему группа товаров – животные и растительные жиры (масла) – около 29%, изделия легкой промышленности – 11%, металлургии – 7,8%, химической промышленности – около 5%.

Семь портов КНР входят в число самых крупных портов мира. Шанхай занимает первую строчку рейтинга с показателем 32,5 млн TEU, в список также входят порты Гонконг, Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу, Циндао, Тяньцзинь. Наименьший показатель грузооборота в данном списке у порта Тяньцзинь – 12,3 млн TEU. По итогам 2015 года общий грузооборот всех китайских портов составил 12,75 млрд тонн, в том числе контейнерооборот – 212 млн TEU.

Кроме развитого морского транспорта Китай обладает развитой наземной транспортной инфраструктурой внутри страны, способствующей развитию международных перевозок. Общая длина автомобильных дорог (включая сельские) составляет 4,2 млн км, современных автомагистралей на конец 2014 года – 111,95 тыс. км (только в 2014 году было введено в строй 7,45 тыс. км скоростных автострад); протяженность железных дорог – более 112 тыс. км (второе место после США, к 2020 году протяженность железных дорог составит более 120 тыс. км). Бурно развивающаяся национальная система высокоскоростного железнодорожного движения в Китае стала крупнейшей в мире: по состоянию на конец 2014 года общая протяженность скоростных и высокоскоростных железных дорог в Китае составила более 16 тыс. км (включая участки с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч – 7268 км).

Внешнеторговый оборот между Китаем и Россией

После введения Западом экономических санкций против России усилились ее внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь с Китаем – доля КНР в общем объеме товарооборота в 2015 году занимала ведущее место – $63,6 млрд, для сравнения: товарооборот России с Германией составил $45,8 млрд.

Однако на его рост повлияли кризисные явления в экономике Китая. Общая отрицательная динамика экспортных отправок из Китая в Россию отчетливо прослеживается с января 2015 года (рис. 1). Китайские и российские эксперты связывают такое положение с рядом объективных факторов, сформировавшихся в 2014 году, но отложенный эффект от которых в полной мере проявился на следующий год. Согласно данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, в 2015 году экспорт из КНР в Россию составил $34,8 млрд, что на 35,2% ниже, чем в 2014 году.

en_USEnglish